Вход на сайт

Поиск





Среда, 17.10.2018, 16:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя истории и обществознания
Главная | Регистрация | Вход
Урок истории в 5 классе


Пояснительная записка

Направление: гуманитарное.

Тема урока: Измерение времени. Счет лет в истории.

Тип урока: урок изложения нового материала по истории в 5 классе.

Программа, используемая в работе, авторы программы: авторская учебная программа «История с древнейших времен до наших дней» 5-11 классы, авторы – Т.П. Андреевская и др., Москва, издательство «Вентана-Граф», 2006 год.

Количество часов в неделю: 2 часа, количество часов в год: 68 часов.

Учебник: «История. Введение в историю», 5 класс, Москва, «Вентана-Граф», 2008 год, автор – А.Н. Майков

Раздел учебника: учебник пропедевтический, не имеет разделов, параграф «Измерение времени».

Используемая аппаратура: компьютер, мультимедийный проектор.

Использование Интернета: на данном уроке не предусмотрено.

Использование информационно-коммуникативных технологий: работа с мультимедийной презентацией, выполнение заданий по материалам Детской электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия (версия 2006 года).

Этапы урока:

Организационный момент (1-2 мин.)

Актуализация опорных знаний (подготовка к восприятию нового материала) - (7-8 мин.)

- мотивация учащихся к учебному труду и познавательной деятельности, выполнение вводных в тему урока заданий и постановка перед учащимися проблемы: можно ли увидеть связь между выполненными заданиями и темой урока;

Изучение новой темы (25 - 30 мин.)

- рассказ учителя, сопровождающийся показом слайдов, сочетается с выполнением учащимися разнообразных заданий (устных и письменных, с применением традиционных и компьютерных технологий) по теме урока, направленных не только на воспроизводство и обобщение имеющихся знаний, но и подводящих ребят к получению новых;

- запись учащимися в тетради основных понятий темы, раскрываемых в ходе урока.

Закрепление изученного на уроке (2-3 мин.)

Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал (2-3 мин.)

Домашнее задание (1 мин.)

Методы обучения, применяемые на уроке определены целями урока, возрастными особенностями школьников, уровнем подготовленности учащихся к изучению данной темы, спецификой содержания изучаемого материала, необходимостью активизации познавательной деятельности школьников и осуществления над ней и её результатами эффективного, и в то же время ненавязчивого контроля.

1. Проблемно-поисковые методы обучения (цель - развитие самостоятельности мышления, познавательной активности и исследовательских умений учащихся, творческого подхода к делу): в начале урока учитель создает (ставит задачу, предлагает вопрос) проблемную ситуацию, к решению которой готовы учащиеся данного класса; организует коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемы; подтверждает правильность выводов. Учащиеся, основываясь на имеющихся знаниях и опыте, высказывают предположения, обобщают ранее приобретенные знания, выбирают наиболее рациональный путь решения проблемы.

2. Словесные методы обучения (цель - формирование учащимися теоретических фактов и знаний, а также умения самостоятельно добывать знания, находить нужные примеры, аргументы):

  1. рассказ учителя, состоящий из нескольких частей в соответствии с планом изложения нового материала;

  2. беседа учителя с учениками, подводящая учащихся к обобщению и усвоению фактов, новых понятий, закономерностей, а также к формулированию выводов из беседы.

3. Наглядные методы обучения в совокупности со словесными (цель – развитие наблюдательности, повышение внимания к изучаемым вопросам): метод иллюстраций и демонстраций – показ ученикам как отдельных слайдов с пояснением, так и нескольких связанных между собой слайдов.

4. Методы самостоятельной работы (цель – развитие самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда): самостоятельное выполнение учащимися заданий по теме урока (представленные задания облегчают запоминание основных понятий и терминов, учат анализировать и синтезировать, определять главное от второстепенного, развивают образное мышление).

5. Методы стимулирования учебной деятельности школьников (цель – оживление процесса обучения, активизация познавательной деятельности учащихся, повышение качества учебно-познавательного процесса): нестандартная форма подачи учебного материала, познавательные задания и игры.

Активные формы обучения: проблемное изложение, беседа, решение исторических задач, игровые моменты (их использование в процессе обучения повышает эффективность усвоения материала и интерес к учению, снимает психологическое напряжение), а также коллективное выполнение отдельных заданий.


Работа детей на уроке: активное участие в беседе; коллективное решение учебных проблем, обозначенных учителем; выработка новых знаний собственным мышлением; творческое выполнение заданий и обсуждение результатов их выполнения.

Результаты урока: активизация познавательной деятельности учащихся; интеллектуальное развитие учащихся; повышение качества учебно-познавательного процесса; психологическая удовлетворенность ребят уроком; сформированное у учащихся представление о хронологии как части исторических знаний; систематизация и расширение знаний школьников об измерении времени в истории; формирование у учащихся практических умений и навыков оперировать историческими датами, соотносить даты событий с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории.

Тема урока: Измерение времени. Счет лет в истории.

Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся представление о хронологии как части исторических знаний.

  2. Систематизировать и расширить знания учащихся об измерении времени в истории.

  3. Способствовать формированию у учащихся умений оперировать историческими датами, соотносить даты событий с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории.

Основные понятия: хронология, единицы измерения времени, летосчисление, «линия времени».

Учебное оборудование: на доске – тема урока, компъютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, Детская электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия (версия 2006 года), карточки с датами.

Информация для учителя: Вопрос об измерении времени годами, веками, тысячелетиями уже знаком учащимся из ранее изученного материала (пропедевтического курса истории и курса математики). Кроме того, учащиеся прочитали к уроку текст параграфа «Измерение времени». Поэтому на уроке учителю целесообразно опираться на имеющиеся по теме знания учащихся. В ходе проведения урока учителем проводится индивидуальная работа с учащимися. По усмотрению учителя с целью осуществления дифференцированного подхода и формирования навыков коллективной работы возможно коллективное (по рядам, группам, парам) выполнение отдельных заданий. При проверке выполнения отдельных заданий возможно осуществление учащимися самоконтроля и взаимоконтроля.

Ход урока

Организационный момент (1-2 мин.)

Актуализация опорных знаний (7-8 мин.)

(подготовка к восприятию нового материала)

Вступительное слово учителя (сообщение темы, формулировка цели урока, мотивация учащихся к учебному труду и познавательной деятельности). Ребята, сегодня на уроке мы вспомним уже знакомый вам материал о счете лет в истории, а также узнаем много нового и интересного об измерении времени. Изучая историю, важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие случилось раньше и какое позже, на сколько позже. Чтобы понять, почему произошли те или иные события, какие последствия они имели для людей, нужно уметь определить, что происходило до них, а что после. Сегодня мы научимся оперировать историческими датами, соотносить даты событий с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий истории. Я уверена, что урок вам понравится, т. к. пройдёт он в необычной форме.

Записи в тетрадях: дата урока, тема урока.

Выполнение учащимися задания «Овладение огнем» (задание спроецировано на экране с помощью мультимедийного проектора) - расставить в правильной последовательности картинки, рассказывающие о том, как человек подчинил себе огонь.

Ответ: 1, 6, 2, 7, 5, 8, 4, 3.

Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).

Устное выполнение учащимися задания «Расставь события». Необходимо расставить события (карточки с датами) по порядку.

  1. Куликовская битва - 1380 год

  2. Введение нового летосчисления на Руси – 1700 год

  3. Первый полет человека в космос - 1961 год

  4. Первое упоминание о Москве - 1147 год

  5. Основание станицы Усть-Лабинской – 1794 год

  6. Начало правления династии Романовых - 1613 год

  7. Крещение Руси - 988 год

  8. Основание Санкт-Петербурга – 1703 год

Ответ: 7, 4, 1, 6, 2, 8, 5, 3.

Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).

Беседа по окончанию выполнения обоих заданий:

  1. Что требовалось выполнить в первом задании?

  2. Что требовалось выполнить во втором задании?

  3. Можно ли провести аналогию, т.е. увидеть общее между этими заданиями?

  4. Можно ли увидеть связь между выполненными заданиями и темой урока?

  5. Вспомните, как называется наука, изучающая последовательность исторических событий?

Изучение новой темы (25 - 30 мин.)

План

  1. Наука об измерении времени.

  2. Единицы измерения времени.

  3. Летосчисление.

  4. «Линия времени».

Рассказ учителя. Хронология (от хроно... и логос - слово, учение) - последовательность исторических событий во времени, а также наука об измерении времени (изучает системы летосчисления и календари различных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников). В древней хронологии у разных народов применялись различные системы счета лет, приуроченные к какому-либо событию (реальному или мифическому) или началу династии правителей.

Записи в тетрадях: Хронология - последовательность исторических событий, наука об измерении времени.

Работа учащихся в тетрадях – выполнение задания «Измеряем время» (задание спроецировано на экране с помощью мультимедийного проектора). Задание - расположить по возрастанию единицы измерения времени – десятилетие, день, век, год, месяц, неделя, час, тысячелетие, сутки. Ответ: час, день, сутки, неделя, месяц, год, десятилетие, век, тысячелетие.

Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).

Беседа по вопросам:

  1. Какими единицами измерения времени пользуется ученые?

  2. Почему измерять время в истории удобнее годами, веками, тысячелетиями?

  3. Как в истории принято записывать года и века?

  4. Как правильно соотносить даты событий с веком?

Показ слайда с изображением арабских и римских цифр

цифры арабские

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

цифры римские

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

Устное выполнение учащимися задания «Составь дату» (задание спроецировано на экране с помощью мультимедийного проектора). Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что для выполнения этого задания им потребуются знания по математике и по литературе. Задание - составить дату (указать век) из всех цифр, пропущенных и упомянутых в пословицах.

1) ….. в поле не воин.

Семь раз отмерь, …. раз отрежь.

Конь о …. ногах, и тот спотыкается.

1714 год (XVIII век)

2) Десять раз надо сказать,

на десятый только послушает.

1010 год (XI век)

3) Одна голова хорошо, а ….. лучше.

У ….. нянек дитя без глазу.

Пошел на все ….. стороны.

1274 год (XIII век)

4) …… с ложкой, один с сошкой

За чаем не скучаем – по семь чашек выпиваем.

717 год (VIII век)

5) За ….. зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

У ….. нянек дитя без глазу.

217 год (III век)

Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).

Физминутка (варианты проведения см. в приложении)

Рассказ учителя (сопровождается показом слайда «Летосчисление»). Во многих христианских государствах отсчет времени долго велся от сотворения мира (по древней еврейской и затем византийской традиции), в том числе и в России, где считать от Рождества Христова стали после реформ Петра I. Термины «до Рождества Христова», т.е. «до нашей эры» и «от Рождества Христова», т.е. «наша эра» в настоящее время приняты в большинстве государств мира. Наша (новая) эрара - от лат. aera - отдельное число, исходная цифра) - современная система летоисчисления, за начальный момент отсчета которой взята дата рождения Иисуса Христа, основателя христианства – религии, которая широко распространилось во многих странах. Новое летосчисление распространялось постепенно.

Записи в тетрадях: Летосчисление - система счёта больших промежутков времени.

Рассказ учителя (сопровождается показом слайда «Линия времени»). Для того, чтобы удобнее было «увидеть» очередность произошедших в разное время событий, можно воспользоваться «линией времени» или «лентой времени». Время на этой линии «движется» вперед (слева направо). Поперечной разделительной линией отмечено начало нашей эры. Многие исторические события произошли до нашей эры, и на нашей «ленте времени» они находятся слева от разделительной линии. Те события, которые относятся к нашей эре, располагают справа этой линии. Не перепутайте: счет лет до нашей эры ведется в обратном порядке, а время движется всегда по направлению к нашим дням. Также принято условно «делить» «линию времени» на части – периоды, по которым мы с вами и будем изучать историю.

«Линия времени»

до нашей эры

наша эра






























































753







74












1147






1799


1961


древний мир

средние века

новое время

новейшее время

Записи в тетрадях: «Линия времени» - это линия, на которой условно изображаются отдельные исторические события.

Устное выполнение учащимися задания «Счет лет». Задание - сосчитать:

  1. Сколько веков и полных лет продолжается наша эра? (20 веков и 9 лет).

  1. Какой год был раньше: 40-й год до нашей эры или 40-й год нашей эры? На сколько лет раньше? (40-й год до нашей эры был раньше, чем 40-й год нашей эры. На 80 лет).

  1. Какой год был следующим за 40-м годом до нашей эры? (Следующим за 40-м годом до нашей эры был 39-й год).

  1. Какой год предшествовал 40-му году до нашей эры? (40-му году до нашей эры предшествовал 41-й год).

  1. Какой год был следующим за 40-м годом нашей эры? (Следующим за 40-м годом нашей эры был 41-й год).

Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).

Проведение игры «Лента времени» (по материалам электронной энциклопедии). Примечание: в зависимости от количества времени учитель может провести игру в сокращенном варианте (представленные в этой игре задания не зависимы друг от друга). Задание - расположить картинки на ленте времени:

  1. характерные для конкретной эпохи изображения одежды людей;

  2. характерные для конкретной эпохи изображения орудий труда, которыми пользовался человек в разные эпохи;

  3. характерные для конкретной эпохи изображения жилища человека (шалаш, бревенчатые избы, небоскребы и др.).

Закрепление изученного на уроке (2-3 мин.)

Беседа по основным вопросам урока:

  1. Что такое хронология?

  2. Что такое летосчисление?

  3. Для чего была придумана «линия времени»?

  4. Какие единицы измерения времени вы знаете?

  5. Какими единицами измерения времени пользуются при изучении истории?

  6. Как правильно определять последовательность важнейших событий истории?

Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал (2-3 мин.)

Заключительное слово учителя. Ребята, сегодня мы еще раз убедились в том, что история – это наука, у которой есть свои правила и законы. Вы показали отличные знания, научились измерять время годами, веками, тысячелетиями и поняли главное - изучать историю без дат невозможно.

Домашнее задание (1 мин.)

Составить в рабочих тетрадях кроссворд с использованием терминов, обозначающих различные единицы измерения времени (учитель дает учащимся рекомендации по выполнению домашнего задания).

Приложение

Физминутка

варианты проведения (содержание заданий № 2,3 соответствует теме урока, количество заданий определяется учителем по ситуации)

1. Классическая физминутка: выполнение учащимися нескольких произвольных упражнений.

2. Учащиеся стоят рядом со своими рабочими местами. Учитель задает детям вопросы, предполагающие ответы «да» или «нет». Ребята отвечают определенными движениями: «да» - поднимают руки вверх, «нет» - приседают, поставив руки на пояс (движения могут быть другими).

Вопросы

  1. первый месяц года – январь (да)

  2. первый месяц весны – апрель (нет)

  3. в году – 12 месяцев (да)

  4. в феврале – 30 дней (нет)

  5. новый год начинается 31 декабря (нет)

  6. четверть часа – это 15 минут (да)

  7. век – это срок в тысячу лет (нет)

  8. в сутках – 25 часов (нет)

  9. день больше, чем сутки (нет)

  10. часы - прибор для отсчета времени (да)

  1. Учащиеся стоят рядом со своими рабочими местами. Учитель задает ребятам загадки (задачи-шутки) и говорит ответы. Дети реагируют на задания определенными движениями: «да, верно» - поднимают руки вверх, «нет, не верно» - приседают, поставив руки на пояс (движения могут быть другими). Учитель преднамеренно дает правильный или неправильный ответ, главное, чтобы ребята услышали по каждой загадке правильный ответ и отреагировали на него соответственно.

Загадки и задачи-шутки

1) Двенадцать братьев бродят,

Друг друга не обходят (месяцы).

2) Стучат, стучат, не велят скучать.

Идут, идут, а все тут как тут (часы).

3) С грузом идут, а без груза останавливаются (ходики).

4) Вчера было, сегодня есть и завтра будет (время).

5) К вечеру умирает, по утру оживает (день).

6) Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка - только раз,

Та, что выше, - каждый час (стрелки часов).

7) Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бъем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас (часы).

8) Какие часы показывают точное время дважды в сутки? (те, которые стоят).

9) Что произойдет с вороной, когда ей исполнится 7 лет? (пойдет восьмой год).

10) В каком году люди едят больше, чем обычно? (в високосном).




Copyright MyCorp © 2018