Вход на сайт

Поиск





Пятница, 17.08.2018, 13:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя истории и обществознания
Главная | Регистрация | Вход
Памятка по написанию обществоведческого эссе


Рекомендации по подготовке к написанию эссе

Обществознание

Составитель:

Е.В. Кололеева, учитель МАУ СОШ № 3 г. Усть-Лабинска Краснодарского края

Памятка составлена на основе рекомендаций

«Технология подготовки учащихся к написанию эссе» Мостяевой Л.В.

(канд. ист. наук, доцент кафедры Теории и методики социально-гуманитарного образования

Рязанского областного института развития образования).


Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета.


Особенности эссе


особенности объема

как правило, это небольшая работа

индивидуальность работы

субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему

особенности стиля

образность, афористичность, разговорные интонации и лексика

особенности композиции

композиция свободна, однако, это не предполагает ее полное отсутствие;

последовательность изложения, как правило, подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер; отсюда особый синтаксис - множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции;

в пунктуации - многоточия, будто приглашающие к соразмышлению


В эссе будут присутствовать определенные части, создающие общую структуру работы, некий скелет, выстроенный по определенным принципам. Таким образом, в работе будет наличествовать традиционная триада в ее последовательности:

- вступление (суть и обоснование выбора данной темы; не лишним будет осветить во вступлении то, что вы предполагаете сделать в эссе (ваши цели), и то, что в ваше эссе не войдет (обозначить рамку рассуждений), можно также дать краткие определения ключевых терминов, например: "Под гендерными отношениями я подразумеваю следующее...", однако число определений должно быть не слишком велико (скажем, три или четыре) с кратким их изложением (достаточно одного предложения);

- основная частьазвитие темы: аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала (идеи, модели и данные);

- заключение (обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д.).


В связи с этим в качестве варианта подготовки к написанию эссе можно предложить следующее клише:


Вступление

Основная часть

Заключение

Для меня эта фраза является ключом к пониманию…

Во-первых,…

Во-вторых,…

В-третьих,…

Таким образом,…

Выбор данной темы продиктован следующими соображениями…

Рассмотрим несколько подходов…

Например,…

Подведем общий итог рассуждению…

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание…

Проиллюстрируем это положение следующим примером…

Итак,…

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…

Для полемического эссе:

С одной стороны,…

С другой стороны, …

Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания…


Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться, так называемой, ПОПС-формулой:

П – Положение (утверждение) – Я считаю, что…;

О – Объяснение – Потому что…;

П – Пример, иллюстрация – Например,…;

С – Суждение (итоговое) – Таким образом ,...



Алгоритм написания эссе

- внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;

- выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) интересна вам; б) вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);

- определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);

- набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер);

- для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;

- еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву – знание современного законодательства и т.д.);

- подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.);

- распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план);

- придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.);

- изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили;

- сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

Редактирование предполагает проверку работы по следующим направлениям:

  • структура (проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе);

  • искренность тона (избегайте слишком эмоциональных прилагательных и наречий);

  • единство стиля (важно определиться, чтобы в работе вы не перескакивали с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот);

  • объем эссе (напоминаем, работа должна быть краткой, сокращайте все лишнее);

  • привлекательность вашей работы, ее индивидуальность (есть ли в вашей работе что-то особенное, позволяющее выбиться из ряда других работ).

Отметим, что составленный алгоритм не претендует на абсолютную законченность, его можно уточнять, конкретизировать, дополнять.

На что следует обратить внимание при написании эссе

1. Стоит заметить, что в историческом образовании, с которым мы имеем дело, не существует абсолютно "правильных" или "неправильных" ответов на вопросы, как это бывает в физике или математике - существуют только более или менее аргументированные точки зрения.

2. Окончательная отметка (балл) за эссе, как правило, проставляется за идеи, собственные суждения учащихся и их аргументацию.

3. При выдвижении собственной позиции в центре внимания оказывается:

а) способность (возможность) критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргументацию других;

б) способность понимания, оценки и установления связи между ключевыми моментами любых проблем и вопросов;

в) умение дифференцировать, что является более, а что менее важным;

г) умение понимать аналитические подходы и модели;

д) готовность дифференцировать противоположные подходы и модели и их применение.

4. Выигрывают те работы, которые написаны коротко, четко и ясно.


Чего следует избегать при написании эссе

1. Непонимания сути заявленной темы.

2. Отсутствия структурированности в изложении.

3. Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы).

4. Использования риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств).

5. Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.

6. Слишком обширной описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.

7. Изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без высказывания собственной позиции.

8. Повторов без необходимости.

В заключении обратимся к вопросу: «Как научиться хорошо писать эссе?» Ответ парадоксален – надо делать это! Тренироваться в написании эссе. И награда непременно найдет своего героя!


Некоторые образцы эссе можно найти на сайтах:


http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega04.txt

http://imperium.lenin.ru/LENIN/10/Halstuh.html

http://history.machaon.ru/all/number_20/essay/tyulin/index.html

http://www.newacropol.ru/image/Konkurs/winners/



Copyright MyCorp © 2018