Вход на сайт

Поиск





Пятница, 17.08.2018, 13:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя истории и обществознания
Главная | Регистрация | Вход
Ход урока


Урок повторения и обобщения по истории в 5 классе

«Религия древних греков»

Поэмы Гомера

по учебнику «История древнего мира» 5 класс, авторы - А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. М.; «Просвещение»

Цели:

  1. в игровой форме, интересно и ненавязчиво проконтролировать качество усвоения учащимися учебного материала;

  2. закрепить и обобщить знания по теме и пополнить их;

  3. активизировать речевую деятельность учащихся;

  4. воспитывать ответственное отношение к коллективному делу. развивать творческие способности учащихся и интерес к предмету.


Оборудование: тема урока; стенд с изображением древнегреческих богов, изготовленный из рисунков учащихся; карточки с крылатыми выражениями; карточки с набором слов; портрет Гомера; карточки с названиями поэм Гомера.

Учащиеся класса разбиты на три команды.

Ход урока слайд 1 (г. Олимп)

Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня на уроке мы вспомним весь материал, который уже изучили по темам «Поэмы Гомера» и «Религия древних греков». Вы, конечно же, заметили, что в поэмах Гомера и древнегреческой мифологии очень много общего и, поэтому, сегодняшний урок объединит эти темы. Я уверена, что урок вам понравится, т. к. пройдёт он в форме игры – соревнования между командами.

Конкурс «Разминка»

Учитель по очереди задаёт командам вопросы, за каждый правильный ответ команды получают по одному баллу, в случае неправильного ответа право дать ответ на этот вопрос переходит к другой команде.

  1. Что такое религия?

  2. Почему люди верили в богов?

  3. Почему греческих богов называли «олимпийскими»?

  4. Религия древних греков – это монотеизм или политеизм?

  5. Можно ли говорить о том, что основные занятия греков были под покровительством богов? (приведите примеры)

  6. Различаются ли религии разных народов? (на примере ранее изученного материала)

Конкурс «Древнегреческие боги» слайды 2- 12

Необходимо назвать имя бога (богини), представленного на слайде с указанием того, покровителем чего он является.

Конкурс «Поэмы Гомера» слайд 13

На магнитной доске по центру – портрет Гомера, слева от него – табличка «Илиада», справа – табличка «Одиссея». Учитель зачитывает текст или показывает табличку с текстом, который относится к одной из поэм, а ученики определяют название поэмы и крепят табличку с текстом или изображением на доску под соответствующим названием. Если одна команда затрудняется дать ответ, эта возможность переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команды получают по одному баллу.

АХИЛЛЕСОВА ПЯТА (Илиада)

МЕЖДУ СЦИЛЛОЙ И ХАРИБДОЙ (Одиссея)

ТРОЯНСКИЙ КОНЬ (Илиада)

10 ЛЕТ (Илиада, Одиссея)

Пенелопа (Одиссея)

Полифем (Одиссея)

Троя (Илиада)

Сцилла (Одиссея)

Приам (Илиада)

Конкурс «Угадай» (о ком или о чём идёт речь)

Учитель зачитывает вслух отрывок текста из мифов или поэм Гомера, а команды по очереди отгадывают, о ком или о чём идёт речь в отрывке. За каждый правильный ответ команды получают по одному баллу.

«Мы шлём на смерть наших детей, а твой собственный сын избавлен от жеребьёвки!» (миф о Минотавре, слова людей из толпы царю Эгею)

«Погрузилась богиня в печаль и от её тоски облетают листья с деревьев, вянут цветы, желтеет трава. Голод грозит всему живому» (миф о похищении Аидом Персефоны – дочери богини земледелия Деметры)

«Вопреки запрету Зевса похитил он огонь в кузнице друга своего Гефеста и принёс его людям» (миф о Прометее)

«Им отвечал он из тёмной пещеры отчаянно диким рёвом: «Никто!..». В сердцах закричали они: «Если никто, для чего же один так ревёшь ты?» (слова Полифема и циклопов из поэмы Гомера «Одиссея»)

«Содрогаясь от ужаса, афинские юноши и девушки шли по извилистым ходам лабиринта» (миф о Минотавре)

«Она не переставала верить, что муж жив и ждала его. Она придумала хитрость: обещала выбрать нового мужа, как только…» (хитрость Пенелопы- жены Одиссея - из поэм Гомера)

«Ему было предсказано, что он совершит множество подвигов, но погибнет молодым и домой из-под Трои не вернётся» (Ахиллес, поэма «Илиада»)

«Но Зевс, хотя и был верховным богом, не пожелал вмешиваться в ссору, потому что…» (миф о яблоке раздора)

«Тяжелейший груз опустился на плечи Геракла, пот покрыл его тело…» (Атлант, подвиги Геракла)

«Видом и ростом чудовищным в страх приводя, он несходен был с человеком, вкушающим хлеб, и казался лесистой, дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся грозно» (Полифем – Одиссея)

«Вспомни, подобный богам Ахиллес, об отце твоём милом! Так же, как я, стоит на пороге он старости скорбной. Знает, однако, по крайней он мере и слышит, что жив ты. Радуясь этому сердцем, надеждой всегда преисполнен милого сына увидеть пришедшим домой из-под Трои» (обращение Приама к Ахиллесу после гибели Гектора – Илиада)

«Уши товарищам воском тогда заклеил я; меня же плотной верёвкой они по рукам и ногам привязали к мачте так крепко, что было нельзя мне ничем шевельнуться… Они звонкогласно запели: к нам, Одиссей, подойди; сладкопеньем сирен насладися»

(Сирены – Одиссея)

Конкурс «Кому это принадлежит?»

Учитель показывает учащимся картинки с изображением предметов, «принадлежащих» кому-либо из греческих богов. Задание: команды по очереди определяют, чей предмет изображён на картинке.

Золотые крылатые сандалии – Гермес

Гроздь винограда – Дионис (Вакх)

Трезубец и дельфин – Посейдон

Сноп пшеницы - Деметра

Зеркало – Афродита

Цербер – Аид

Молот и наковальня – Гефест

Колчан со стрелами и лань – Артемида

Лира – Аполлон

Молния и орёл – Зевс

Боевой шлем, копьё и оливковое дерево – Афина

Конкурс «Крылатые выражения»

Представители команд по очереди берут карточки, лежащие текстом вниз на столе.

Задание: прочитать крылатое выражение на своей карточке и рассказать историю его происхождения и смысловое значение.

НИТЬ АРИАДНЫ

ЯБЛОКО РАЗДОРА

АХИЛЛЕСОВА ПЯТА

МЕЖДУ СЦИЛЛОЙ И ХАРИБДОЙ

ТРОЯНСКИЙ КОНЬ

АРЕСОВО ПОЛЕ

Конкурс «Какое слово лишнее?» слайды 14-20

Учитель показывает ученикам карточки, на каждой из которых написано по 5 слов Задание: определить лишнее слово и указать, почему именно это слово лишнее (возможно собственное мнение ребёнка, не совпадающее с мнением учителя).

Гера

Афина

Пенелопа

Афродита

Эрида

(лишнее имя – Эрида)

Микены

Троя

Спарта

Афины

Олимпия

(лишнее название – Троя)

Сцилла

Сирены

Приам

Цербер

Харибда

(лишнее имя – Приам)

Гомер

Одиссей

Гектор

Полифем

Минотавр

(лишнее имя – Минотавр)

Минотавр

Лабиринт

Дедал

Ариадна

Ахиллес

(лишнее слово – Ахиллес)

Артемида

Нимфа

Деметра

Персефона

Афродита

(лишнее слово – Нимфа)

Зевс

Арес

Аполлон

Амон-Ра

Аид

(лишнее имя – Амон-Ра)

Физминутка «Да/нет»

- Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине горы Олимп - да

- Зевс был верховным богом и владыкой подземного царства мертвых - нет

- Автором поэм «Илиада» и «Одиссея» ученые считают Гомера - да
- Гера, Афина, Афродита не поделили между собой золотую оливку
 - нет
- Спор богинь из-за золотого яблока с надписью «Прекраснейшей» разрешил герой Тесей
 - нет
- Греки одолели троянцев при помощи деревянного коня
 - да
- Греки считали, что в «Одиссее» Гомер изобразил самого себя
  в виде слепого сказителя Демодокада

- Греческие боги назывались олимпийскими, потому что были сильными и быстрыми, как спортсмены - нет

- Царствует над всеми богами громовержец Зевс – нет

Заключительное слово учителя слайд 21

Ребята, сегодня вы показали отличные знания по теме урока и убедились в том, что религиозные представления древних греков не были случайными, они были обусловлены географическим положением территории, на которой проживал народ древней Греции, близостью моря, их основными занятиями, уровнем их знаний о мире. Религиозные представления древних греков дошли до нас в виде мифов, поэм, памятников скульптуры и архитектуры. И пусть всё это больше похоже на сказку, но, как говорится, в каждой сказке есть доля правды.

Домашнее задание – составление кроссворда по теме урока.

Объявление результатов, награждение победителей, выставление оценок.


Copyright MyCorp © 2018