Авторская программа «Символика муниципальных образований Краснодарского края»
Программа факультативного
курса
«Символика муниципальных
образований Краснодарского края»
для учащихся 7-9 классов общеобразовательных
учреждений
Пояснительная записка
В современных условиях модернизации российского образования
одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей. В
Краснодарском крае региональный компонент содержательно реализуется посредством
преподавания с 1 по 11 класс учебного предмета «Кубановедение», который
является обязательным. Программа курса «Кубановедение» для 1-11 классов общеобразовательных
учреждений Краснодарского края (Краснодар, 2006) послужила основой для
разработки факультативного курса, предполагающего более глубокое изучение
регионального компонента.
Программа курса «Символика муниципальных образований
Краснодарского края» является интегрированной и сочетает в себе изучение
символов муниципальных образований Краснодарского края через изучение основ
геральдики и вексиллологии, а также истории, географии и обществознания. Курс
строится с учётом того, что учащиеся, освоившие определённую сумму
исторических, географических знаний, имеющие определённый жизненный и
социальный опыт, готовы к восприятию составляющих данной программы.
Программа предназначена для организации на
её основе факультативных занятий в 7-9 классах общеобразовательных учреждений. Рассчитана
программа на 1 час в неделю (34 часа в год), но содержание курса настолько
многогранно и гибко, что, при наличии условий, предлагаемая тематика может быть
углублена и расширена.
Актуальность программы
Как
и все государства мира, Россия имеет свои символы – герб, гимн, флаг.
Символы отражают особенности
исторического пути региона и его отличительные черты, они вобрали в себя
традиции национальной культуры, достижения и победы. Бесспорным является тот факт, что стать образованным человеком и
настоящим гражданином без знания
истории и символики своей страны
просто невозможно.
Субъекты
Российской Федерации, к числу которых относится и Краснодарский край, также обладают
символами. Наш край состоит из 38 районов, 15 городов краевого и 11 городов
районного подчинения, и все эти административные единицы имеют свою
символику (герб и флаг). 1 июня 2005
года впервые отмечался День символов
Краснодарского края, и. наверняка, каждый житель края имеет представление о
кубанской символике. Но мало кто из кубанцев сможет рассказать о символах
своего населённого пункта и этот факт подчёркивает актуальность данного курса.
Ко
всем существующим символам надо относиться с уважением, знать и понимать их
смысловое содержание – это обязанность каждого гражданина, поэтому актуальность
введения факультативного курса «Символика муниципальных образований
Краснодарского края» на средней и старшей ступени общеобразовательной школы очевидна.
Знания об истории, географии и экономике городов
и районов родного края, полученные через изучение символики, составят
существенную часть интеллектуального потенциала ученика - юного гражданина.
Цель курса
- изучение учащимися через изучение символики
истории, географии и экономики городов и районов края Краснодарского
края, формирование представления об особенностях населённых пунктов
Кубани.
Задачи курса
- воспитание чувства патриотизма и гражданственности
у подрастающего поколения любви к малой Родине;
- формирование у школьников осознанного чувства
гордости за свою малую Родину
- популяризация государственных символов Российской
Федерации и Краснодарского края;
- ознакомление учащихся с административным
устройством Краснодарского края, подробное изучение символов муниципальных
образований края,
- обучение школьников грамотному «чтению» символов,
умению анализировать их содержание,
видеть общие и отличительные черты
символики разных населённых пунктов края;
- ознакомление учащихся с федеральными и региональными
законами о символах,
формирование понятийного
аппарата по вопросам курса;
- активизация познавательного интереса учащихся,
умения аргументировано высказывать свои взгляды;
- формирование у школьников навыков самостоятельной
работы, развитие творческих способностей ребят, обобщение и углубление их
знаний;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков
в практической и повседневной жизни.
В результате изучения курсаь«Символика муниципальных образований Краснодарского края»
учащиеся должны
Знать и понимать:
-
основные средства и методы получения информации;
- административное устройство
Краснодарского края;
- основы геральдики и
вексиллологии, правила «чтения» символики;
- государственные символы
Российской Федерации и Краснодарского края,
символы муниципальных образований края;
- законы «О символах РФ» и «О
символах Краснодарского края»;
-
особенности пути развития Кубани, её роль в российской и мировой цивилизации;
-
взаимосвязь и особенности истории Кубани, России и мира, национальной и
региональной, локальной истории;
-
видовое разнообразие растительного и животного мира Краснодарского края и своей
местности, редкие и исчезающие виды растений и животных края, причины их исчезновения;
-
особенности края как индустриально-аграрного, основы экономического развития
Кубани;
-
особенности географического положения своей местности и Краснодарского края,
размеры территории, протяжённость морских и сухопутных границ;
-
положение на карте основных элементов рельефа Краснодарского края, основные
виды и месторождения полезных ископаемых;
-
климатообразующие факторы края;
-
природные ресурсы и природно-хозяйственные объекты Краснодарского края и своей
местности;
-
влияние географического положения и климата на особенности хозяйственной деятельности,
жизни и быта населения края;
-
особенности размещения основных отраслей хозяйства края и специализацию отдельных
местностей края;
-уникальность
памятников природы и культуры Кубани;
Уметь:
- грамотно «читать» символику,
анализировать смысловое содержание символов;
- видеть
общие и отличительные черты символики разных населённых пунктов края;
- проводить поиск информации в источниках
разного типа, критически анализировать
источники информации;
- систематизировать полученную информацию;
-
отображать информацию в различных знаковых системах (текст, таблица, схема и
др.)
и
переводить информацию из одной знаковой системы в другую;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- проводить индивидуальную и участвовать в
групповой исследовательской
работе, формулировать и представлять
результаты в форме конспекта, реферата;
- определять ключевые моменты дискуссии,
формулировать собственную позицию
по обсуждаемым вопросам, использовать
для её аргументации имеющиеся сведения,
учитывать различные мнения и интегрировать идеи.
Рекомендуемые формы работы с учащимися по усвоению, обобщению и закреплению знаний, способствующие
реализации целей и задач курса
Традиционные формы учебных занятий с использованием
основных структурных элементов современного урока (актуализация опорных знаний,
изучение нового материала, повторение и закрепления материала, обобщение и
систематизация знаний, умений и навыков учащихся, контроль за знаниями,
умениями и навыками).
Нетрадиционные формы учебных занятий: деловая игра,
конференция, консультация,
с индивидуальными и групповыми
формами работы, взаимообучение учащихся, творческий отчёт,
конкурсы, обобщения, зачёты, экскурсии,
семинары.
Также предлагаются такие формы работы, как:
- составление кроссвордов,
ребусов, тестов;
- «Найди ошибку в тексте» (описание герба, флага);
- «Собери флаг» (из разноцветных полос сложить конкретный
флаг);
- «Что лишнее» (из предложенных
изображений ложенных гербов, флагов
выбрать те. гербов или флагов выбрать те, которые по какой-либо причине
выпадают из общего логического ряда и объяснить свой выбор);
- «Подпиши название» города (района), которому принадлежит герб
(флаг);
- «Соотнеси символ с населённым
пунктом»;
- прикрепить изображение герба
(флага) на географическую карту на месте соответствующего населённого пункта;
- игра-экзамен «Цвета (фигуры) символов» - «вытягивая»
карточки с изображением фигур (цветов) символов, дать их обоснование и назвать
населённые пункты, в символах которых
встречается эта фигура (цвет);
- работа с терминами возможна в
самых разных вариантах: тесты, соотнесение термина с определением, соотнесение
термина с изображением символа, создание логических цепочек из предлагаемых
терминов, разгадывание и составление кроссвордов и др.;
- работа с шаблонами (типы щитов,
деления щита, части щита);
- проведение игры «Путешествие по
краю», предполагающую «передвижение»
ребят по «станциям» и выполнение разного рода заданий, связанных с изучаемыми
темами.
|