Вход на сайт

Поиск





Четверг, 25.04.2024, 10:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя истории и обществознания
Главная | Регистрация | Вход
«О выборах хочу все знать»


Пояснительная записка

к  программе курса по вопросам  избирательного права и избирательного процесса

для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений

«О выборах хочу все знать»

     Давно известно, что участие в выборах – это проявление политической, правовой культуры и ответственности каждого человека и гражданина. Практика показывает: чем активнее и сознательнее участвует в управлении страной её население (главным образом с помощью выборов), тем скорее страна приходит к удовлетворительному уровню своего развития – экономического, социального, культурного. Но участие граждан в выборах должно быть осознанной необходимостью, поэтому задача всего общества в целом и учителя в частности – дать нынешним школьникам прочные знания по вопросам у права участия в избирательном процессе, научить их правильно трактовать и пользоваться не только своиизбирательного права и избирательного процесса, показать  учащимся неразрывную связь понятий «гражданин» и «выборы», объяснить необходимость участия в избирательном процессе, научить их правильно трактовать и пользоваться не только своими правами, но и обязанностями, вооружить ребят умениями применять свои знания на практике, аргументированно высказывать свои взгляды и убеждения, иметь собственное мнение. Таким образом, актуальность введения занятий по изучению вопросов избирательного права на средней и старшей ступени общеобразовательной школы очевидна. Цель курса – дать учащимся необходимые знания, способствовать воспитанию чувства гражданственности и активной жизненной позиции у подрастающего поколения.

        Данная программа  курса разработана учителем истории и обществознания МОУ СОШ № 3 г. Усть-Лабинска Кололеевой Еленой Викторовной. Программа предполагает организацию занятий по изучению базовых вопросов избирательного права и избирательного процесса.  Рассчитана программа на 17 часов в год, но содержание курса настолько многогранно и гибко, что, при наличии условий, предлагаемая тематика может быть углублена и расширена. Программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности. Каждая тема сопровождается рекомендациями по использованию тех или иных терминов, схем, заданий (их распределение достаточно условно и, по усмотрению учителя, может быть изменено). Также автором курса сделана попытка предположить ожидаемые от учащихся в процессе изучения тем курса практические выводы (задача учителя – способствовать формулированию учащимися таких выводов).     

        Знания основных вопросов избирательного права и избирательного процесса, полученные через изучение представленного материала, составят существенную часть интеллектуального потенциала ученика - юного гражданина и будущего избирателя.

      

Задачи курса

o       пропаганда избирательного права среди школьников и их родителей;

o       воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности и правового самосознания у подрастающего поколения;

o       повышение у школьников и их родителей доверия к избирательной системе;

o       повышение правовой грамотности и политической культуры избирателей у подрастающего поколения;

o       воспитание приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

o       формирование умения  аргументировано высказывать свои взгляды и навыка практического применение приобретённых знаний и умений.

Программа курса по вопросам избирательного права и избирательного процесса

«О выборах хочу все знать»

 

разделы (количество часов)

 

ожидаемые выводы учащихся



Введение

(1 час)

Человеку свойственно выбирать.

В мировой истории наблюдается развитие и совершенствование демократии как политического режима, который оказался наиболее перспективным на большей части земного шара.



  1. Демократия и выборы

(4 часа)

Единственным источником власти

в Российской Федерации является народ.

Законы должны осознаваться и реализовываться гражданином как безусловно необходимые, полезные для каждого человека, для других людей, для всего общества в целом.  Необходимо знать законы  и научиться уважать их.

Не следует ожидать от демократии немедленного улучшения условий жизни. Демократические возможности нужно использовать для того, чтобы побуждать власть к решению социальных проблем и контролировать выполнение этих решений.

Необходима объективная оценка средств достижения цели, предлагаемых или используемых лидерами или организациями, привлекшими ваше внимание. Достойны ли эти средства?

Для того, чтобы понять тот или иной политический процесс, нужно выяснить, кто именно выступает его инициатором, в чьих интересах он осуществляется, кто и как в состоянии обеспечить его последовательное развитие. Поскольку реальный процесс всегда испытывает влияние различных политических сил, целесообразно оценить их расстановку, определить, какой слой (какая группа) стоят в центре событий, доминируют в них.

Это позволит сделать выводы о характере и направленности происходящих изменений.








  1. Избирательное право

(2 часа)

Участие в выборах – это проявление политической, правовой культуры и ответственности каждого человека и гражданина.

Информированность о политическом процессе позволит грамотно и осознанно включиться в него: избрать адекватные формы политического участия, осмыслить цели и средства своих политических действий.

Гражданин принимает участие в голосовании потому, что знает: его нынешний выбор – это фундамент будущего страны, его детей и внуков.

Результативность политической деятельности каждого во многом зависит от его политической грамотности, умения самостоятельно ориентироваться в политических событиях.






3. Система органов государственной власти в РФ

(3 часа)

Важно участие в выборах каждого гражданина.

Это будет способствовать становлению демократической процедуры выборов, усилению ответственности власти перед народом и личности перед обществом.

Делая выбор в пользу того или иного политического деятеля, политической организации, стоит обратить внимание не только на заявленные цели их политической деятельности, но и на методы и средства

  последствия их применения для общества), к использованию которых они склоняются.

Законодательная ветвь власти  выступает в настоящее время важнейшим фактором стабильности, общественного согласия, гражданского мира, консолидации всех созидательных сил, а современный парламентаризм в его отечественном варианте стал неотъемлемой частью политической системы страны.







  1. Избирательная система в РФ

(2 часа)

При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.

Избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.



Чтобы осознанно проголосовать за тот или иной партийный список, целесообразно получить общие сведения о деятельности различных партий (идейно-политические ориентации, баллотировалась ли партия прежде в ГД, кто из её представителей заседал в парламенте, как проявила себя партийная группа) и на основе полученной информации оценить суть предвыборной партийной программы.

 При выборе кандидатов по мажоритарной системе желательно принимать личное участие во встречах с ними. На встречах целесообразно определить: насколько глубоко и полно осведомлен кандидат о положении дел в округе; какие проблемы по улучшению жизни людей собирается решить и какими путями; эффективны ли они. Обладает ли кандидат необходимыми для выполнения своих предвыборных обещаний и защиты интересов избирателя качествами.



  1. Избирательный процесс

(4 часа)

Роль избирателя сложна и ответственна, необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть.

Все слои общества заинтересованы в том, чтобы власть учитывала их интересы. От того, какую политику проводит государственная власть, зависят условия жизни различных групп и отдельных людей. Поэтому необходимо активно участвовать в политической жизни, стремясь повлиять на политику государства в желательном для народа направлении.

Участие граждан в выборах должно быть максимально объемным, включать подавляющее большинство населения, обладающего активным избирательным правом. Тогда избрание будет подлинно демократическим, поскольку свое мнение выразят большинство граждан, а не узкий круг лиц.

Чем активнее и сознательнее участвует в управлении страной её население (главным образом с помощью выборов), тем скорее страна приходит к удовлетворительному уровню своего развития – экономического, социального, культурного.









Повторение и обобщение

(1 час)

Людям свойственно стремиться к лучшему.

Многое в нашей жизни зависит от нашей личной гражданской позиции, знания своих прав, умения и желания ими пользоваться.

Сознательное участие в выборах – первейший долг гражданина, который озабочен своим будущим, будущим своих детей, своей Родины.


 


Copyright MyCorp © 2024