Категории раздела

Мои статьи [0]
Год Российской истории. Методическая копилка [17]
Разработки мероприятий, посвященных памятным страницам российской истории.

Поиск

Вход на сайт





Четверг, 24.05.2018, 01:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя истории и обществознания
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Год Российской истории. Методическая копилка

Притчи на уроках обществознания

Притча – это небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее моральное поучение в иносказательной форме. Притча – это мудрость, которая подается в простой форме, это - неисчерпаемый ресурс жизненных историй, дающих нам повод для размышления о смысле человеческой жизни. Использование притч в учебно-воспитательном процессе позволяет «погрузить» учащихся в проблему, заинтересовать их нестандартностью ее подачи,  включить в разговор  всех ребят. Мораль притчи учитель предлагает сформулировать ученикам. Притча может стать отправной точкой в разговоре, может подытоживать его или «повернуть» разговор в нужное русло, т.е. что работа с притчами возможна на любых этапах урока. Моим ученикам очень нравится инсценировать притчи.

В таблице приведены примеры притч, используемых автором в работе, и дающих ожидаемый результат.

Примечание:

1. Темы, выделенные курсивом, изучаются при работе с УМК «Обществознание» (5-9 классы),  А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной, издательство «Дрофа»

2. Остальные темы изучаются при работе с УМК «Обществознание. 6-11 классы», авторы – Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др., издательство «Просвещение»

 

притча

темы уроков

Маленький фонарщик

В те времена, когда фонари зажигали огнем, по улицам каждый вечер ходили фонарщики и приносили свет в каждый переулочек. В то время жил маленький фонарщик, он был низенького роста, невзрачный старичок. Каждый вечер он ходил по переулкам и чиркал спичкой по своей подошве, зажигая фонари, каждая темная улочка становилась светлей обычного.

Семьи у него не было, он был тихий, незаметный, люди, живущие рядом, не знали о нем ничего; дети насмехались, обзывая карликом, а взрослые называли лодырем, поэтому он предпочитал выходить на улицу только по вечерам, зажигать фонари, а после любоваться ночным небом. Каждый раз, чиркая спичкой по подошве, маленький фонарщик уменьшался в росте. Однажды к нему подошел незнакомец и спросил: “Как ты можешь так жить? Ведь ты совсем исчезнешь, ты для людей не жалеешь жизни, а они ничего взамен, лишь оскорбления. Несправедливо, неправильно”. На что он ответил: “Если я не буду зажигать фонари, то люди останутся без света. А как же они без света? Если кто ночью пойдет по темной улице, разве он дойдет до дома? Так до утра и будет блуждать. Справедливо разве? А свет на улице будет, тот человек до дома дойдет, а в глубине души спасибо скажет, и мне спокойней будет”.

Так и продолжал маленький старичок чиркать спичкой по подошве и уменьшаться, пока вовсе не исчез. Никто и не заметил, что не стало маленького пожилого человечка, только все сразу заметили, что вечерами стало очень темно.

Мораль, её категории.

Добро и зло – главные понятия этики.

Моральный выбор – это ответственность.

Моральные знания и практическое поведение.

Что главное в человеке?

(7 класс)

 

Двадцатый верблюд

У одного шейха было три сына. Перед смертью он пригласил их к себе и сказал, что в наследство оставляет им девятнадцать верблюдов. Старшему сыну он оставляет половину, среднему – четверть, а младшему – одну пятую часть наследства.

Спустя некоторое время старик умер. Сыновья начали делить верблюдов. Но... О, ужас! Количество не делится ни на два, ни на четыре, ни на пять! А часть верблюда гораздо менее ценна, чем верблюд. Поэтому они позвали мудреца, который должен был решить эту задачу.

Мудрец сказал: “Сложный вопрос. Ну, ладно… Я одолжу вам одного верблюда, и их станет двадцать. Тогда старший сын получит половину, то есть десять верблюдов. Средний – четверть, то есть пять. Младший – пятую часть, то есть четыре верблюда. И останется один верблюд, которого я забираю обратно”. И мудрец уехал.

Конфликт, его структура функции, динамика.

Поведение личности в конфликте.

Социальные отношения и взаимодействия.

Счастливый рыбак

Капиталист был шокирован, увидев, что какой-то рыболов разлегся возле лодки и курит трубку.

– Почему ты не ловишь рыбу? – спросил богач.

– На сегодня я уже наловил достаточно.

– А почему бы тебе не наловить еще больше?

– А что я буду делать с лишней рыбой?

– Заработаешь больше денег. Ты сможешь купить себе мотор для лодки, чтобы заплывать дальше в море и ловить еще больше рыбы. Затем ты сможешь купить себе нейлоновую сеть, поймать еще больше рыбы, заработать еще больше денег. Потом у тебя будет возможность купить уже две лодки... и даже целую армаду лодок.

Ты станешь таким же богатым, как и я.

– А что будет потом?

– Ты по-настоящему начнешь наслаждаться жизнью.

– А чем, по-твоему, я занимаюсь сейчас?

Цель и смысл жизни человека.

Ценностные ориентиры личности.

Рыночные отношения в экономике.

                                                                     Мир - это большое зеркало...
Давным - давно великий шах приказал построить прекрасный дворец. В одной зале все стены потолок и пол были сделаны из зеркал, а каждый звук отдавался гулким эхом.
Однажды в эту залу забежала собака и застыла в изумлении - целая свора окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака оскалила зубы, и отражение ответило ей тем же. Перепугавшись не на шутку, она отчаянно залаяла. Эхо не отставало. Собака металась, кусая воздух, и её отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами.
Наутро слуги нашли несчастное животное бездыханным в окружении миллионов отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла, сражаясь со своим собственным отражением.

Социальные отношения и взаимодействия.

Почему люди улыбаются друг другу?  (6 класс)

Отзывчивые спортсмены

Рассказывают, что на параолимпийских играх в Сиэтле девять участников забега на 100 метров, все с физическими или умственными недостатками, вышли на дистанцию. После стартового сигнала все побежали, не с одинаковой скоростью, но с одинаковым желанием показать свой лучший результат, закончить дистанцию и выиграть. Все, кроме одного юноши, который споткнулся, упал на дорожке и заплакал.

Остальные восемь участников услышали плач, замедлили бег, оглянулись назад и, не сговариваясь, развернулись и пошли к упавшему. Одна девушка с синдромом Дауна помогла юноше подняться, поцеловала и сказала: - Все скоро заживет.

И вдевятером, взявшись за руки, они вернулись на исходную линию.

Весь стадион встал и аплодировал несколько минут. Может, у атлетов и были умственные недостатки, но они точно не имели недостатка в отзывчивости и сострадании.

Эти спортсмены показали всему Миру, что быть одиноким победителем не главное в жизни, а главное - помочь другим победить, даже если это означает замедлить шаг и изменить направление.

Моральные знания и практическое поведение.

Ценностные ориентиры личности.

Прогресс, критерии прогресса.

Что такое равнодушие и как помочь ближнему?

(6 класс)

Что главное в человеке? (7 класс)

О совести (7 класс)

Притча о добре и зле. Какой волк победит?

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Мораль

Добро и зло – главные понятия этики.

 

 

Категория: Год Российской истории. Методическая копилка | Добавил: kira (05.07.2016)
Просмотров: 702 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2018