Притча – это небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее моральное поучение в иносказательной форме. Притча – это мудрость, которая подается в простой форме, это - неисчерпаемый ресурс жизненных историй, дающих нам повод для размышления о смысле человеческой жизни. Использование притч в учебно-воспитательном процессе позволяет «погрузить» учащихся в проблему, заинтересовать их нестандартностью ее подачи, включить в разговор всех ребят. Мораль притчи учитель предлагает сформулировать ученикам. Притча может стать отправной точкой в разговоре, может подытоживать его или «повернуть» разговор в нужное русло, т.е. что работа с притчами возможна на любых этапах урока. Моим ученикам очень нравится инсценировать притчи.
В таблице приведены примеры притч, используемых автором в работе, и дающих ожидаемый результат.
Примечание:
1. Темы, выделенные курсивом, изучаются при работе с УМК «Обществознание» (5-9 классы), А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной, издательство «Дрофа»
2. Остальные темы изучаются при работе с УМК «Обществознание. 6-11 классы», авторы – Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др., издательство «Просвещение»
притча
|
темы уроков
|
Маленький фонарщик
В те времена, когда фонари зажигали огнем, по улицам каждый вечер ходили фонарщики и приносили свет в каждый переулочек. В то время жил маленький фонарщик, он был низенького роста, невзрачный старичок. Каждый вечер он ходил по переулкам и чиркал спичкой по своей подошве, зажигая фонари, каждая темная улочка становилась светлей обычного.
Семьи у него не было, он был тихий, незаметный, люди, живущие рядом, не знали о нем ничего; дети насмехались, обзывая карликом, а взрослые называли лодырем, поэтому он предпочитал выходить на улицу только по вечерам, зажигать фонари, а после любоваться ночным небом. Каждый раз, чиркая спичкой по подошве, маленький фонарщик уменьшался в росте. Однажды к нему подошел незнакомец и спросил: “Как ты можешь так жить? Ведь ты совсем исчезнешь, ты для людей не жалеешь жизни, а они ничего взамен, лишь оскорбления. Несправедливо, неправильно”. На что он ответил: “Если я не буду зажигать фонари, то люди останутся без света. А как же они без света? Если кто ночью пойдет по темной улице, разве он дойдет до дома? Так до утра и будет блуждать. Справедливо разве? А свет на улице будет, тот человек до дома дойдет, а в глубине души спасибо скажет, и мне спокойней будет”.
Так и продолжал маленький старичок чиркать спичкой по подошве и уменьшаться, пока вовсе не исчез. Никто и не заметил, что не стало маленького пожилого человечка, только все сразу заметили, что вечерами стало очень темно.
|
Мораль, её категории.
Добро и зло – главные понятия этики.
Моральный выбор – это ответственность.
Моральные знания и практическое поведение.
Что главное в человеке?
(7 класс)
|
Двадцатый верблюд
У одного шейха было три сына. Перед смертью он пригласил их к себе и сказал, что в наследство оставляет им девятнадцать верблюдов. Старшему сыну он оставляет половину, среднему – четверть, а младшему – одну пятую часть наследства.
Спустя некоторое время старик умер. Сыновья начали делить верблюдов. Но... О, ужас! Количество не делится ни на два, ни на четыре, ни на пять! А часть верблюда гораздо менее ценна, чем верблюд. Поэтому они позвали мудреца, который должен был решить эту задачу.
Мудрец сказал: “Сложный вопрос. Ну, ладно… Я одолжу вам одного верблюда, и их станет двадцать. Тогда старший сын получит половину, то есть десять верблюдов. Средний – четверть, то есть пять. Младший – пятую часть, то есть четыре верблюда. И останется один верблюд, которого я забираю обратно”. И мудрец уехал.
|
Конфликт, его структура функции, динамика.
Поведение личности в конфликте.
Социальные отношения и взаимодействия.
|
Счастливый рыбак
Капиталист был шокирован, увидев, что какой-то рыболов разлегся возле лодки и курит трубку.
– Почему ты не ловишь рыбу? – спросил богач.
– На сегодня я уже наловил достаточно.
– А почему бы тебе не наловить еще больше?
– А что я буду делать с лишней рыбой?
– Заработаешь больше денег. Ты сможешь купить себе мотор для лодки, чтобы заплывать дальше в море и ловить еще больше рыбы. Затем ты сможешь купить себе нейлоновую сеть, поймать еще больше рыбы, заработать еще больше денег. Потом у тебя будет возможность купить уже две лодки... и даже целую армаду лодок.
Ты станешь таким же богатым, как и я.
– А что будет потом?
– Ты по-настоящему начнешь наслаждаться жизнью.
– А чем, по-твоему, я занимаюсь сейчас?
|
Цель и смысл жизни человека.
Ценностные ориентиры личности.
Рыночные отношения в экономике.
|
Мир - это большое зеркало...
Давным - давно великий шах приказал построить прекрасный дворец. В одной зале все стены потолок и пол были сделаны из зеркал, а каждый звук отдавался гулким эхом.
Однажды в эту залу забежала собака и застыла в изумлении - целая свора окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака оскалила зубы, и отражение ответило ей тем же. Перепугавшись не на шутку, она отчаянно залаяла. Эхо не отставало. Собака металась, кусая воздух, и её отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами.
Наутро слуги нашли несчастное животное бездыханным в окружении миллионов отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла, сражаясь со своим собственным отражением.
|
Социальные отношения и взаимодействия.
Почему люди улыбаются друг другу? (6 класс)
|
Отзывчивые спортсмены
Рассказывают, что на параолимпийских играх в Сиэтле девять участников забега на 100 метров, все с физическими или умственными недостатками, вышли на дистанцию. После стартового сигнала все побежали, не с одинаковой скоростью, но с одинаковым желанием показать свой лучший результат, закончить дистанцию и выиграть. Все, кроме одного юноши, который споткнулся, упал на дорожке и заплакал.
Остальные восемь участников услышали плач, замедлили бег, оглянулись назад и, не сговариваясь, развернулись и пошли к упавшему. Одна девушка с синдромом Дауна помогла юноше подняться, поцеловала и сказала: - Все скоро заживет.
И вдевятером, взявшись за руки, они вернулись на исходную линию.
Весь стадион встал и аплодировал несколько минут. Может, у атлетов и были умственные недостатки, но они точно не имели недостатка в отзывчивости и сострадании.
Эти спортсмены показали всему Миру, что быть одиноким победителем не главное в жизни, а главное - помочь другим победить, даже если это означает замедлить шаг и изменить направление.
|
Моральные знания и практическое поведение.
Ценностные ориентиры личности.
Прогресс, критерии прогресса.
Что такое равнодушие и как помочь ближнему?
(6 класс)
Что главное в человеке? (7 класс)
О совести (7 класс)
|
Притча о добре и зле. Какой волк победит?
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
|
Мораль
Добро и зло – главные понятия этики.
|
|