Категории раздела

Мои статьи [0]
Год Российской истории. Методическая копилка [17]
Разработки мероприятий, посвященных памятным страницам российской истории.

Поиск

Вход на сайт





Четверг, 28.03.2024, 12:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя истории и обществознания
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Год Российской истории. Методическая копилка

"Потребитель и его права. Краевая программа «Качество»"

Тема урока: Потребитель и его права. Краевая программа «Качество». 

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с понятием «потребитель» и основными правами потребителя (в т.ч. на региональном материале «Краевая программа «Качество»); обучить школьников умению самостоятельно и оперативно добывать знания из различных источников, анализировать их и применять в новых ситуациях.

2. Активизировать познавательную деятельность учащихся, содействовать формированию у них осознанного понимания практической ценности обществоведческого образования.

3. Способствовать лучшей ориентации подростков в окружающей их социальной жизни; научить школьников грамотному поведению на рынке товаров и услуг, продолжить формирование у учащихся навыка коллективной работы.

Основные понятия: Закон РФ «О защите прав потребителей», потребитель, права потребителей, программа «Качество», «Уголок потребителя».

Учебное оборудование: компъютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, материалы для работы в группах, тексты (извлечения) Закона РФ «О защите прав потребителя», карточки с заданиями. Информация для учителя: 1) на уроке предусмотрена работа в группах, для этого рекомендуется продумать вопрос рассадки учащихся и перед уроком расположить парты таким образом, чтобы работа в группах была удобной и эффективной; 2) перед уроком учитель раскладывает по партам необходимый раздаточный материал, сформированный в папки (брошюра Закона (как вариант - распечатанные выдержки из него), комплект этикеток/упаковок, карточки с заданиями), материал учащиеся достают из папки по указанию учителя.

Ход урока

Постановка проблемы урока, актуализация и планирование действий по решению проблемы

Учитель. Ребята, в начале урока я предлагаю вам послушать одну историю. «Игорь пришел в школу в радостном настроении: на нем – новый костюм, в портфеле – новенькие красивые ручки, тетради, ластик. Но вдруг настроение начало портиться: ручка оказалась с засохшей пастой и не пишет даже при сильном надавливании, ластик не стирает, а размазывает грязь. Пуговица на новом пиджаке оторвалась, так как оказалась плохо пришитой. - Обманули продавцы, - посочувствовали товарищи, - подсунули бракованный товар. - Столько денег на ветер выбросили, - огорченно вздохнул Игорь. И что теперь, все новое покупать? - Успокойся, - сказал Андрей, - надо пойти в тот магазин, где вы покупали костюм, ручку, ластик и потребовать, чтобы вам обменяли товар или вернули деньги. - Разве это возможно? – засомневался Игорь. - Да, возможно! - уверенно ответил Андрей, ведь ты – потребитель и имеешь право на качественный товар».

Учитель. Итак, ребята, вы услышали историю, в которой возникла неприятная для героя ситуация и прозвучали разные варианты выхода из нее. Какие варианты прозвучали? Ответы учащихся. Учитель. А можно ли назвать эту ситуацию противоречивой? Почему?

Ответы учащихся.

Учитель. Верно, ситуация противоречивая и именно этот факт поможет нам обозначить основную проблему урока. Как вы думаете, ребята, что нам сегодня надо узнать, чему научиться? Давайте сформулируем эту проблему и запишем ее (учитель - на доске, учащиеся - в тетрадях) в виде темы урока.

Учащиеся формулируют проблему, в итоге проблема в виде темы урока обозначена следующим образом - «Потребитель и его права» и фиксируется учителем на доске.

Запись на доске - Потребитель и его права.

Учитель. Обращаю ваше внимание на то, что нашей целью на сегодняшнем уроке является выяснение вопроса «Кто такой потребитель и каковы его права?». По ходу урока мы с вами будем фиксировать основные моменты решения этой проблемы на доске и в тетрадях. Ребята, а кто-нибудь из вас сталкивался с проблемой, похожей на ту, в которой оказался Игорь из рассказа?

Ответы учащихся.

Учитель. Из ваших ответов, ребята, понятно, что многие оказывались в подобной ситуации. А ведь очень часто виноваты в этом мы сами из-за нашей невнимательности и нашей потребительской безграмотности. Мы обреченно смиряемся с нарушением наших потребительских прав, потому что не знаем их. Давайте назовем источники, из которых мы с вами - потребители, черпаем информацию о товарах и услугах.

Ответы учащихся фиксируются учителем (или кем-то из учащихся) на доске (в столбик).

Учитель. И сейчас я предлагаю оценить названные источники информации, указав их положительные стороны и недостатки (учитель преобразует записанные на доске источники в таблицу, дополняя ее четырьмя столбиками). Оценочная таблица различных источников информации потребителя источник информации как часто используется достоинства недостатки рейтинг советы друзей и знакомых информация от производителя реклама специальные независимые СМИ для потребителей Закон «О защите прав потребителя»

Учащиеся заполняют таблицу в тетрадях.

Ответы учащихся. Обсуждение и составление рейтинга источников информации.

Учитель. Обращаю ваше внимание, юные потребители, на то, что Закон РФ «О защите прав потребителя» - это основной источник информации по нашей проблеме. Запись на доске - Закон РФ «О защите прав потребителя» Знание прав, которое нам гарантирует этот Закон, и за нарушение которых предусмотрены наказания нарушителям – важное условие порядка в торговле. Откроем эту книгу (учащиеся достают из раздаточного материала брошюры Закона, учитель указывает нужную страницу).

Изучение нового материала (решение проблемы урока)

1. Работа с источником (преамбула Закона)

Учитель. В преамбуле Закона дано определение интересующего нас понятия: «потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести …товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». Разберем смысл этого определения. Из него следует, что: 1. Потребителем является любой гражданин, если он выступает как физическое лицо. Нормы Закона не применяются в тех случаях, когда товары приобретают юридические лица (предприятия, организации, учреждения). Давайте приведем пример, характеризующий эту сторону понятия. Ответы учащихся. 2. Потребителем является гражданин, который приобретает и использует товары, заказывает работы (услуги) для личных нужд. Приобретаемые потребителем товары не должны служить для извлечения прибыли. Приведите, пожалуйста, пример этой характеристики потребителя. Ответы учащихся. 3. Потребителем является не только тот, кто купил вещь, но и тот, кто эту вещь получил в подарок и ее пользуется, а также тот, кто собирается сделать покупку.

Учитель. Итак, опираясь на текст Закона и ваши примеры, мы разобрались с определением понятия «потребитель».

Запись на доске - Понятие «Потребитель» - преамбула Закона. Теперь более подробно ознакомимся с теми потребительскими правами, которые являются важнейшими и которые чаще всего нарушаются.

Запись на доске - Основные права потребителя Проанализируем некоторые статьи Закона.

2. Работа с источником (чтение и комментирование статей № 4, 7, 8 Закона) Ст. 4. Право на качество товара предполагает не только передачу ему товара, отвечающего определенным требованиям, но и установление гарантии поддержания товара в работоспособном состоянии. Запись на доске - право на качественный товар – ст. 4 Ст. 7. Право на безопасность, что подразумевает гарантию безопасности для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а так же то, что товар не причинит вред имуществу потребителя при обычных условиях его использования, хранении, транспортировки и утилизации. Запись на доске - право на безопасный товар – ст.7 Ст. 8. Право на информацию, что гарантирует потребителю достоверную и полную информации о любом приобретаемом товаре. С правом на потребительскую информацию связано право на выбор, т.к. достоверная и полная информация – критерий правильного выбора.

Запись на доске - право на информацию – ст.8

Учитель. Назначение потребительской информации – сообщить покупателю те сведения о товаре, которые помогут сделать при покупке правильный выбор, т.е. информация – это компас потребителя. Специалисты советуют: «Читайте этикетку – визитную карточку товара». Сейчас, ребята, мы с вами поработаем в группах.

Каждая группа получит задание (учащиеся по указанию учителя достают из папок с раздаточным материалом подготовленные для выполнения задания комплекты) и ответит на следующие вопросы (На слайде – вопросы к заданиям): 1) Какую схожую информацию содержат этикетки вашей группы товаров? 2) Какие рекомендации в приобретении товаров этой группы вы можете дать потребителям?

3. Работа в группах

Задание I группе – внимательно изучить информацию, нанесенную на: 1) этикетке бутылки минеральной воды, 2) этикетке бутылки сладкой воды, 3) упаковке сока.

Задание II группе - внимательно изучить информацию, нанесенную на: 1) упаковке молока, 2) упаковке кефира, 3) упаковке йогурта.

Задание III группе – внимательно изучить информацию, нанесенную на этикетках: 1) пиджака, 2) футболки, 3) блузки.

Учащиеся работают в группах. Озвучивание и обсуждение результатов работы.

Предполагаемые ответы учащихся:

I группа: схожая информация о товаре: наименование и вид продукта, назначение продукта, объем продукта, состав продукта, пищевая ценность, дата изготовления, срок годности, условия хранения, информация об изготовителе; рекомендации потребителям в приобретении товаров этой группы: обращать внимание на назначение продукта, срок годности продукта, возможные противопоказания к применению продукта (состояние здоровья, возрастные ограничения потребителя);

II группа: схожая информация о товаре: наименование и вид продукта, объем продукта, состав продукта, пищевая ценность, дата изготовления, срок годности, условия хранения, информация об изготовителе; рекомендации потребителям в приобретении товаров этой группы: обращать внимание на срок годности продукта и условия хранения товара в магазине; I

II группа: схожая информация о товаре: наименование изделия, информация об изготовителе, информация об использованном для изготовления изделия материале, правила ухода за изделием; рекомендации потребителям в приобретении товаров этой группы: обращать внимание на состав изделия и правила ухода за ним.

Запись на доске – Этикетка – визитная карточка товара

4. Изложение теоретической части нового материала

Учитель. Мы с вами убедились, что этикетку вполне справедливо называют «визитной карточкой товара». Реализовать потребителю его право на информацию призван также «Уголок потребителя», который вы наверняка неоднократно видели в местах торговли. А что такое «Уголок потребителя»?

Ответы учащихся.

Учитель. Верно, «Уголок потребителя» – это специальный стенд, на котором размещается вся необходимая и полезная для покупателей информация: Закон «О защите прав потребителей», Правила продажи отдельных видов товаров, Книга жалоб и предложений, адреса и номера телефонов контролирующих органов и органов по защите прав потребителей. На слайде – изображение «Уголка потребителя».

Учитель. Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный День защиты прав потребителей. Защищая права потребителя, государство заботится о производстве качественных товаров и услуг, что оказывает положительное влияние на развитие экономики страны в целом. Полезную информацию о товарах дают проводимые Государственной торговой инспекцией и другими организациями смотры оценки качества товаров. Результаты смотров сообщаются в СМИ - в газетах, а также в телепередачах «Качество», «Контрольная закупка» и др. У нас, в Краснодарском крае, работает губернаторская программа «Качество», задача которой – контроль за качеством товаров и услуг и защита рынка от фальсифицированной продукции. В рамках этой программы введен в обращение индивидуальный защитный знак «Качество Кубань», который наносится на этикетку и упаковку продукции кубанского производства. Ребята, а кто из вас видел такой знак? Как он выглядит?

Ответы учащихся.

Учитель. Действительно, знак «Качество Кубань» выполнен в виде синей ленты, расположенной по окружности, и двух лент красного цвета – в нижней части знака. В центре – надпись «Качество Кубань». На слайде – изображение знака. Это - гарант качества продукции, товарам со знаком «Качество Кубань» вы можете смело доверять.

Запись на доске - Программа «Качество», знак «Качество Кубань»

Учитель. А сейчас я предлагаю вашему вниманию несколько слайдов с изображением товаров, получивших знак «Качество Кубань» (учитель демонстрирует слайды).

Просмотр учащимися слайдов.

Подведение итогов занятия

Учитель. По ходу урока мы с вами фиксировали основные моменты решения проблемы, в результате у нас появился опорный план, с помощью которого можно быстро воспроизвести содержание темы. Вот как выглядит наш план. Потребитель и его права 1.Закон РФ «О защите прав потребителя». 2.Понятие «Потребитель» - преамбула Закона. 3.Основные права потребителя: - право на качественный товар – ст.4 - право на безопасный товар ст.7 - право на информацию – ст.8 4. Этикетка – визитная карточка товара. 5. Программа «Качество», знак «Качество Кубань». 6. Цель Закона - установление разумного баланса между интересами потребителя и интересами продавца (изготовителя).

Учитель. Потребителя в нашей стране защищает Закон, множество нормативных актов и различные организации. Но закон сам по себе не может работать. Для того, чтобы он работал, люди должны знать Закон и постоянно грамотно им пользоваться. Среди множества защитников потребителя главным является сам потребитель, вооруженный знаниями своих прав и добивающийся их соблюдения. И сейчас я предлагаю дописать в нашем плане заключительный пункт. Как он может звучать? Ответы учащихся. Учитель. Вы все, ребята, абсолютно правы. Я запишу этот пункт плана на доске, а вы – в свои тетради (заключительный пункт плана учащиеся могут записать в иной, близкой по смыслу форме, например, «Учись покупать грамотно!»). На доске – Потребитель, знай свои права!

Рефлексия

Учитель. А сейчас вернемся к рассказу, с которого начался наш урок, и вспомним его героев – Игоря и Андрея. Можем ли мы теперь однозначно сказать, кто из них прав?

Ответы учащихся.

Учитель. Действительно, ребята, прав Андрей. Итак, какую проблему мы сформулировали с вами в начале урока? (или - Какова была цель нашего урока?) Ответы учащихся. Учитель. Можно считать проблему решенной? (или - Достигли ли мы цели нашего урока?) Ответы учащихся. Учитель. Что нового мы сегодня узнали, чему научились? Ответы учащихся.

Учитель. Какой вывод был, по вашему мнению, на уроке главным?

Ответы учащихся.

Учитель. Молодцы, ребята, вы отлично справились с задачей и уяснили основную цель Закона - установление разумного баланса между интересами потребителя и интересами продавца (изготовителя).

Запись на доске - Цель Закона - установление разумного баланса между интересами потребителя и интересами продавца (изготовителя). Учитель дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Информация о домашнем задании

Завершение урока

Категория: Год Российской истории. Методическая копилка | Добавил: kira (12.08.2016)
Просмотров: 217 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024