Категории раздела

Мои статьи [0]
Год Российской истории. Методическая копилка [17]
Разработки мероприятий, посвященных памятным страницам российской истории.

Поиск

Вход на сайт





Среда, 12.12.2018, 06:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя истории и обществознания
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Год Российской истории. Методическая копилка

ФГОС ООО в работе учителя истории и обществознания

Если для каждого урока целесообразно определять какое-либо основное умение, которое учитель будет целенаправленно отрабатывать на данном уроке, конструируя соответствующие педагогические ситуации, то проектная деятельность  позволяет формировать всю совокупность учебных действий (предметных и метапредметных). Очевидно, что метапредметные результаты будут достигнуты только тогда, когда дети увидят использование определённых умений на уроках по разным предметам (н-р, мы учимся высказывать свое мнение или представлять текст в форме таблицы как на уроках истории, так и  на уроках обществознания). Конечно, осуществление полноценной проектной деятельности требует больших временных затрат, индивидуальной работы, обучению учащихся работать с дополнительной информацией и публично представлять свою работу и т.д., но результат приносит удовлетворение и учащимся, и учителям, и родителям.

Мы с моими пятиклассниками уже выполнили несколько интересных проектов:

1.      подготовка и проведение викторины по истории и обществознанию

2.      изготовление закладок-памяток

3.      подготовка и публичное представление презентаций «Афины – столица искусств»

4.      игра-реконструкция «Олимпийские игры древности»

5.      проведение учащимися исследований в рамках изучения различных предметов и их защита на школьной научно-практической конференции.

Реализация представленных проектов способствует формированию и развитию всех видов учебных действий:

1. познавательные (извлекать, перерабатывать и публично представлять информацию,  анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные,  устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне) ;

2. регулятивные (определять цель деятельности, составлять плана действий для решения проблемы, находить и исправлять ошибки, оценивать степень достижения цели);

3. коммуникативные (работать в группе, вести диалог и договариваться, высказывать свое мнение, аргументируя его);

4. личностные (вырабатывать в конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие преодолению конфликта).

Поделюсь впечатлениями от работы над проектом, идею которого мы почерпнули в учебнике истории (стр. 121): «Действо. Игра-реконструкция «Олимпийские игры древности». Выслушав мои комментарии к этому заданию, почти все ученики включились в работу и изготовили проекты-настольные игры, предполагающие путешествия по Древней Греции, например, древнегреческие олимпийские игры, мифы Древней Греции, достопримечательности Древней Греции и т.п. Ребята работали  над проектами, в основном, группами, проявили творческий подход и результаты этой работы оказались очень интересными и для меня, и для самих пятиклассников. Представив изготовленные собственноручно интеллектуальные продукты - проекты на уроке, их «апробации» мы посвятили целое  внеурочное занятие.

Перед занятием ученики сами расставили столы и стулья, разложили игры, договорились о правилах. Почти все игры-путешествия спланированы таким образом, что добраться до финиша без выполнения каких-либо заданий (не всегда простых), пропуска ходов, возврата на несколько шагов назад и т.д.  практически невозможно. А если ты оказался в «лабиринте Минотавра», то твои шансы дойти до финиша практически равны нулю. Но, несмотря ни на что, некоторым счастливчикам  улыбнулась удача и они, достойно пройдя все испытания, дошли до финиша. Я тоже не отказала себе в удовольствии поиграть с ребятами, но мне сегодня  не везло.

Проектная деятельность учащимся очень нравится, и предложенные настольные игры это подтверждают. Кстати, играть ребята умудряются не только после уроков, но и на переменах.

     Правила практически одинаковы для всех игр, изготовленных ребятами: игроки с помощью фишек и игрового кубика перемещаются по полю, выполняя какие-либо задания, попадая в «коварные» ловушки, пропуская ход, возвращаясь назад и т.д.  Побеждает тот, кто доберется до финиша первым. Хочу представить несколько интересных находок, которые ребята предложили самостоятельно и к которым мы пришли в ходе «апробации» игр и обсуждения возможных вариантов развития нашей игровой деятельности:

1)      темы игры могут быть самыми разнообразными (древнегреческие олимпийские игры, поэмы Гомера, мифы Древней Греции и т.д.);

2)      игры можно разрабатывать по разным предметам;

3)      правила игры можно устанавливать самостоятельно, исходя из ситуации (количество игроков, ограничение по времени, уровень подготовки участников и т.д.);

4)      используя одно и тоже «универсальное» игровое поле с обозначением точек (шагов), предполагающих выполнение задания, можно менять карточки с вопросами (заданиями), тем самым игра из исторической может превратиться, например, в обществоведческую (или сборную);

5)      оформление игрового поля, его размер, количество участников, продумывание препятствий, тематика игры, вопросы-задания и т.д. – полномочия (творчество)  автора, главное, чтобы игра была яркой, интересной и полезной.

В зависимости от уровня подготовки ребят, от их интересов, от целей, которые ставит перед собой учитель, возможны различные варианты заданий для игр по разным темам. Представлю лишь некоторые.

  «Олимпийские игры»

Задания-вопросы, которые могут быть как репродуктивного (№ 1-3, 5-9) ,

так и преобразующего характера (№ 4,10). Уровень сложности репродуктивных  заданий - необходимый, заданий преобразующего характера – повышенный.

1. Какое современное государство считается родиной Олимпийских игр? (Греция)

2. Когда состоялись первые Олимпийские игры?  (В 776 г. до н. э.)

3. В чью честь проводились Игры?  (В честь Зевса, верховного бога в греческой мифологии)

4. Почему античные Олимпийские игры называли праздниками мира? (Так как даже если шли войны, то их прекращали на время игр – «Священное перемирие»)

5. В какое время года и с какой периодичностью проводились Игры?  (Каждые четыре года, между жатвой и сбором винограда)

6. Какой награды удостаивался победитель состязаний в Олимпии? (Венок из ветвей священного оливкового дерева, честь, почет. Им воздвигали статуи, чеканили монеты)

7. Когда и где были проведены первые Олимпийские игры современности? (В 1896 г. в Афинах.)

8. Вспомните дословно девиз Олимпийских игр.  («Быстрее, выше, сильнее»)

9. Что представляет собой олимпийский флаг?  (Белое полотнище с пятью переплетенными кольцами синего, черного, красного, зеленого и желтого цветов. Флаг утверждён в 1914 г.)

10. Верно ли, что каждое из пяти переплетенных колец символизирует определенный материк? (Верно. Олимпийское движение имеет свою эмблему – 5 переплетенных колец:  голубого – Европа, желтого – Азия, зеленого – Австралия, красного – Америка и черного – Африка)

«Поэмы Гомера и мифы Древней Греции»

Задания носят  преобразующий  характер и  предполагают работу с текстом, достаточно сложным для восприятия учащихся.  Уровень сложности – максимальный.

1. «Видом и ростом чудовищным в страх приводя, он несходен был с человеком, вкушающим хлеб, и казался лесистой, дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся грозно» (Полифем – Одиссея)

2. «Вспомни, подобный богам Ахиллес, об отце твоём милом! Так же, как я, стоит на пороге он старости скорбной. Знает, однако, по крайней он мере и слышит, что жив ты. Радуясь этому сердцем, надеждой всегда преисполнен милого сына увидеть пришедшим домой из-под Трои»  (обращение Приама к Ахиллесу после гибели Гектора – Илиада)

3. «Уши товарищам воском тогда заклеил я; меня же плотной верёвкой они по рукам и ногам привязали к мачте так крепко, что было нельзя мне ничем шевельнуться… Они звонкогласно запели: к нам, Одиссей, подойди; сладкопеньем сирен насладися»

(Сирены – Одиссея)

4. «Мы шлём на смерть наших детей, а твой собственный сын избавлен от жеребьёвки!» (миф о Минотавре, слова людей из толпы царю Эгею)

5. «Погрузилась богиня в печаль и от её тоски облетают листья с деревьев, вянут цветы, желтеет трава. Голод грозит всему живому»

(миф о похищении  Аидом Персефоны – дочери богини земледелия Деметры)

6. «Вопреки запрету Зевса похитил он огонь в кузнице друга своего Гефеста и принёс его людям» (миф о Прометее)

7. «Им отвечал он из тёмной пещеры отчаянно диким рёвом: «Никто!..». В сердцах закричали они: «Если никто, для чего же один так ревёшь ты?»

(слова Полифема и циклопов  из поэмы Гомера «Одиссея»)

8. «Содрогаясь от ужаса, афинские юноши и девушки шли по извилистым ходам лабиринта» (миф о Минотавре)

9. «Она не переставала верить, что муж жив и ждала его. Она придумала хитрость: обещала выбрать нового мужа, как только…» (хитрость Пенелопы- жены Одиссея - из поэм Гомера)

10. «Ему было предсказано, что он совершит множество подвигов, но погибнет молодым и домой из-под Трои не вернётся» (Ахиллес, поэма «Илиада»)

11. «Но Зевс, хотя и был верховным богом, не пожелал вмешиваться в ссору, потому что…» (миф о яблоке раздора)

12. «Тяжелейший груз опустился на плечи Геракла, пот покрыл его тело…» (Атлант, подвиги Геракла)

«Боги Древней Греции»

Задания-карточки, которые позволяют выстраивать логические связи между изображениями предмета/животного и именами (или тоже изображениями) древнегреческих богов. Уровень сложности  заданий (в зависимости от того - знакомились ребята с этими атрибутами раньше или нет) -  необходимый, повышенный или максимальный.

 

1. Золотые крылатые сандалии – Гермес

2. Гроздь винограда – Дионис (Вакх)

3. Трезубец и дельфин – Посейдон

4. Сноп пшеницы - Деметра

5. Зеркало – Афродита

6. Цербер – Аид

7. Молот и наковальня – Гефест

8. Колчан со стрелами и лань – Артемида

9. Лира – Аполлон

10. Молния и орёл – Зевс

11. Боевой шлем, копьё и оливковое дерево – Афина

А вот какие  впечатления от работы над проектами остались у самих  ребят:

- «Наша игра называется «Лабиринт Минотавра». Нам очень понравился этот проект. Работа над ним была веселой и увлекательной, мы рисовали и раскрашивали картинки, придумывали фишки».

- «Наша настольная игра называется «Достопримечательности Древней Греции». Работая над ней, мы узнали много нового и интересного. Было очень приятно, что наша игра понравилась и другим ребятам».

- «Мы очень долго думали над этой игрой, продумывали вопросы-задания, листали книги, просматривали информацию в Интернете, нашли одну зацепку и взяли ее себе в игру».

- «Нам очень понравилось выполнять проект и играть в игру, выполненную собственноручно. Мы узнали много нового и интересного про Древнюю Грецию. Мы очень рады, что игра понравилась всем нашим одноклассникам».

-  «В классе в нашу игру поиграли почти все ребята и всем она очень понравилась. Мы бы хотели выполнить такой же проект и по обществознанию».

- «Этот проект было  очень интересно делать, а потом мы получили массу удовольствия от того, как мы все вместе  играли».

- «Я выполняла проект вместе с мамой. Было здорово и увлекательно! Мы сделали набросок, полистали учебник в поисках рисунков и подходящих вопросов. Готовая работа получилась очень даже красивой. Сейчас мне уже хочется внести в проект некоторые изменения, чтобы сделать его еще более интересным».

     Думаю, что ознакомившись с впечатлениями ребят, без труда можно представить портрет этих пятиклассников как определенный образовательный результат: умение ставить цель и планировать пути ее достижения, умение самостоятельно добывать и применять знания, умение критично оценивать ход и результат своей работы (самоконтроль и самооценка), мотивация к познанию и  творчеству, желание сотрудничать, осознание возможности применение полученных умений в разных ситуациях. Именно наличие всех перечисленных умений и позволит стать нашим детям стать успешными в современной жизни.

 

 

Категория: Год Российской истории. Методическая копилка | Добавил: kira (01.03.2014)
Просмотров: 1133 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2018