Если для каждого урока
целесообразно определять какое-либо основное умение, которое учитель будет
целенаправленно отрабатывать на данном уроке, конструируя соответствующие
педагогические ситуации, то проектная деятельность позволяет формировать всю совокупность
учебных действий (предметных и метапредметных). Очевидно,
что метапредметные результаты будут достигнуты только тогда, когда дети увидят
использование определённых умений на уроках по разным предметам (н-р, мы учимся
высказывать свое мнение или представлять текст в форме таблицы как на уроках
истории, так и на уроках
обществознания). Конечно, осуществление полноценной проектной
деятельности требует больших временных затрат, индивидуальной работы, обучению
учащихся работать с дополнительной информацией и публично представлять свою
работу и т.д., но результат приносит удовлетворение и учащимся, и учителям, и
родителям.
Мы с моими
пятиклассниками уже выполнили несколько интересных проектов:
1.
подготовка и проведение викторины по истории и обществознанию
2.
изготовление закладок-памяток
3.
подготовка и публичное представление презентаций «Афины – столица
искусств»
4.
игра-реконструкция «Олимпийские игры древности»
5.
проведение учащимися исследований в рамках изучения различных
предметов и их защита на школьной научно-практической конференции.
Реализация
представленных проектов способствует формированию и развитию всех видов учебных
действий:
1. познавательные
(извлекать, перерабатывать и публично представлять информацию, анализировать
и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные, устанавливать
причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне) ;
2. регулятивные
(определять цель деятельности, составлять плана действий для решения проблемы, находить и исправлять ошибки, оценивать
степень достижения цели);
3. коммуникативные
(работать в группе, вести диалог и договариваться, высказывать свое мнение,
аргументируя его);
4. личностные
(вырабатывать в конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие
преодолению конфликта).
Поделюсь впечатлениями
от работы над проектом, идею которого мы почерпнули в учебнике истории (стр.
121): «Действо. Игра-реконструкция «Олимпийские игры древности». Выслушав мои
комментарии к этому заданию, почти все ученики включились в работу и изготовили
проекты-настольные игры, предполагающие путешествия по Древней Греции,
например, древнегреческие олимпийские игры, мифы Древней Греции,
достопримечательности Древней Греции и т.п. Ребята работали над проектами, в основном, группами, проявили
творческий подход и результаты этой работы оказались очень интересными и для
меня, и для самих пятиклассников. Представив изготовленные собственноручно
интеллектуальные продукты - проекты на уроке, их «апробации» мы посвятили целое
внеурочное занятие.
Перед занятием ученики сами расставили
столы и стулья, разложили игры, договорились о правилах. Почти все
игры-путешествия спланированы таким образом, что добраться до финиша без
выполнения каких-либо заданий (не всегда простых), пропуска ходов, возврата на
несколько шагов назад и т.д. практически
невозможно. А если ты оказался в «лабиринте Минотавра», то твои шансы дойти до
финиша практически равны нулю. Но, несмотря ни на что, некоторым счастливчикам улыбнулась удача и они, достойно пройдя все
испытания, дошли до финиша. Я тоже не отказала себе в удовольствии поиграть с
ребятами, но мне сегодня не везло.
Проектная
деятельность учащимся очень нравится, и предложенные настольные игры это
подтверждают. Кстати, играть ребята умудряются не только после уроков, но и на
переменах.
Правила практически одинаковы для всех игр,
изготовленных ребятами: игроки с помощью фишек и игрового кубика перемещаются
по полю, выполняя какие-либо задания, попадая в «коварные» ловушки, пропуская
ход, возвращаясь назад и т.д. Побеждает
тот, кто доберется до финиша первым. Хочу представить несколько интересных находок,
которые ребята предложили самостоятельно и к которым мы пришли в ходе
«апробации» игр и обсуждения возможных вариантов развития нашей игровой
деятельности:
1)
темы игры могут быть самыми разнообразными
(древнегреческие олимпийские игры, поэмы Гомера, мифы Древней Греции и т.д.);
2)
игры можно разрабатывать по разным предметам;
3)
правила игры можно устанавливать самостоятельно, исходя
из ситуации (количество игроков, ограничение по времени, уровень подготовки
участников и т.д.);
4)
используя одно и тоже «универсальное» игровое поле с
обозначением точек (шагов), предполагающих выполнение задания, можно менять
карточки с вопросами (заданиями), тем самым игра из исторической может
превратиться, например, в обществоведческую (или сборную);
5)
оформление игрового поля, его размер, количество
участников, продумывание препятствий, тематика игры, вопросы-задания и т.д. –
полномочия (творчество) автора, главное,
чтобы игра была яркой, интересной и полезной.
В зависимости от уровня
подготовки ребят, от их интересов, от целей, которые ставит перед собой
учитель, возможны различные варианты заданий для игр по разным темам.
Представлю лишь некоторые.
«Олимпийские
игры»
Задания-вопросы, которые могут быть как
репродуктивного (№ 1-3, 5-9) ,
так и преобразующего характера (№ 4,10).
Уровень сложности репродуктивных заданий
- необходимый, заданий преобразующего характера – повышенный.
1. Какое
современное государство считается родиной Олимпийских игр? (Греция)
2. Когда
состоялись первые Олимпийские игры? (В 776 г. до н. э.)
3. В чью честь
проводились Игры? (В честь Зевса, верховного бога в греческой мифологии)
4. Почему
античные Олимпийские игры называли праздниками мира? (Так как даже если шли войны, то их прекращали на время игр –
«Священное перемирие»)
5. В какое время
года и с какой периодичностью проводились Игры?
(Каждые четыре года, между жатвой
и сбором винограда)
6. Какой награды
удостаивался победитель состязаний в Олимпии? (Венок из ветвей священного оливкового дерева, честь, почет. Им
воздвигали статуи, чеканили монеты)
7. Когда и где
были проведены первые Олимпийские игры современности? (В 1896 г. в Афинах.)
8. Вспомните
дословно девиз Олимпийских игр. («Быстрее, выше, сильнее»)
9. Что
представляет собой олимпийский флаг? (Белое полотнище с пятью переплетенными
кольцами синего, черного, красного, зеленого и желтого цветов. Флаг утверждён в
1914 г.)
10. Верно ли, что
каждое из пяти переплетенных колец символизирует определенный материк? (Верно. Олимпийское движение имеет свою
эмблему – 5 переплетенных колец:
голубого – Европа, желтого – Азия, зеленого – Австралия, красного –
Америка и черного – Африка)
«Поэмы Гомера и мифы Древней Греции»
Задания носят преобразующий
характер и предполагают работу с
текстом, достаточно сложным для восприятия учащихся. Уровень сложности – максимальный.
1. «Видом и ростом
чудовищным в страх приводя, он несходен был с человеком, вкушающим хлеб, и
казался лесистой, дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся грозно» (Полифем – Одиссея)
2. «Вспомни,
подобный богам Ахиллес, об отце твоём милом! Так же, как я, стоит на пороге он
старости скорбной. Знает, однако, по крайней он мере и слышит, что жив ты.
Радуясь этому сердцем, надеждой всегда преисполнен милого сына увидеть
пришедшим домой из-под Трои» (обращение Приама к Ахиллесу после гибели
Гектора – Илиада)
3. «Уши товарищам воском тогда заклеил я; меня же плотной
верёвкой они по рукам и ногам привязали к мачте так крепко, что было нельзя мне
ничем шевельнуться… Они звонкогласно запели: к нам, Одиссей, подойди;
сладкопеньем сирен насладися»
(Сирены – Одиссея)
4. «Мы шлём на смерть наших детей, а твой собственный сын
избавлен от жеребьёвки!» (миф о
Минотавре, слова людей из толпы царю Эгею)
5. «Погрузилась богиня в печаль и от её тоски облетают
листья с деревьев, вянут цветы, желтеет трава. Голод грозит всему живому»
(миф о похищении Аидом Персефоны – дочери богини земледелия
Деметры)
6. «Вопреки запрету Зевса похитил он огонь в кузнице друга
своего Гефеста и принёс его людям» (миф о
Прометее)
7. «Им отвечал он из тёмной пещеры отчаянно диким рёвом:
«Никто!..». В сердцах закричали они: «Если никто, для чего же один так ревёшь
ты?»
(слова Полифема и
циклопов из поэмы Гомера «Одиссея»)
8. «Содрогаясь от ужаса, афинские юноши и девушки шли по
извилистым ходам лабиринта» (миф о Минотавре)
9. «Она не переставала верить, что муж жив и ждала его. Она
придумала хитрость: обещала выбрать нового мужа, как только…» (хитрость Пенелопы- жены Одиссея - из поэм
Гомера)
10. «Ему было предсказано, что он совершит множество
подвигов, но погибнет молодым и домой из-под Трои не вернётся» (Ахиллес, поэма «Илиада»)
11. «Но Зевс, хотя и был верховным богом, не пожелал
вмешиваться в ссору, потому что…» (миф о
яблоке раздора)
12. «Тяжелейший груз опустился на плечи Геракла, пот покрыл
его тело…» (Атлант, подвиги
Геракла)
«Боги Древней Греции»
Задания-карточки, которые позволяют
выстраивать логические связи между изображениями предмета/животного и именами
(или тоже изображениями) древнегреческих богов. Уровень сложности заданий (в зависимости от того - знакомились
ребята с этими атрибутами раньше или нет) -
необходимый, повышенный или максимальный.
1. Золотые крылатые сандалии – Гермес
2. Гроздь винограда – Дионис
(Вакх)
3. Трезубец и дельфин – Посейдон
4. Сноп пшеницы - Деметра
5. Зеркало – Афродита
6. Цербер – Аид
7. Молот и наковальня – Гефест
8. Колчан со стрелами и лань – Артемида
9. Лира – Аполлон
10. Молния и орёл – Зевс
11. Боевой шлем, копьё и оливковое дерево – Афина
А вот
какие впечатления от работы над проектами
остались у самих ребят:
- «Наша
игра называется «Лабиринт Минотавра». Нам очень понравился этот проект. Работа
над ним была веселой и увлекательной, мы рисовали и раскрашивали картинки,
придумывали фишки».
- «Наша
настольная игра называется «Достопримечательности Древней Греции». Работая над
ней, мы узнали много нового и интересного. Было очень приятно, что наша игра
понравилась и другим ребятам».
- «Мы
очень долго думали над этой игрой, продумывали вопросы-задания, листали книги,
просматривали информацию в Интернете, нашли одну зацепку и взяли ее себе в
игру».
- «Нам
очень понравилось выполнять проект и играть в игру, выполненную
собственноручно. Мы узнали много нового и интересного про Древнюю Грецию. Мы
очень рады, что игра понравилась всем нашим одноклассникам».
- «В классе в нашу игру поиграли почти все
ребята и всем она очень понравилась. Мы бы хотели выполнить такой же проект и
по обществознанию».
- «Этот
проект было очень интересно делать, а
потом мы получили массу удовольствия от того, как мы все вместе играли».
- «Я
выполняла проект вместе с мамой. Было здорово и увлекательно! Мы сделали
набросок, полистали учебник в поисках рисунков и подходящих вопросов. Готовая
работа получилась очень даже красивой. Сейчас мне уже хочется внести в проект
некоторые изменения, чтобы сделать его еще более интересным».
Думаю, что ознакомившись с впечатлениями
ребят, без труда можно представить портрет этих пятиклассников как определенный
образовательный результат: умение ставить цель и планировать пути ее достижения,
умение самостоятельно добывать и применять знания, умение критично оценивать ход
и результат своей работы (самоконтроль и самооценка), мотивация к познанию
и творчеству, желание сотрудничать, осознание
возможности применение полученных умений в разных ситуациях. Именно
наличие всех перечисленных умений и позволит стать нашим детям стать успешными
в современной жизни.
|