Категории раздела

Мои статьи [0]
Год Российской истории. Методическая копилка [17]
Разработки мероприятий, посвященных памятным страницам российской истории.

Поиск

Вход на сайт





Суббота, 27.04.2024, 06:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя истории и обществознания
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Год Российской истории. Методическая копилка

День народного единства

Материалы к мероприятию, посвященному

Дню народного единства

Это интересно…

4 ноября 2005 года в России в первый раз отметили новый государственный праздник - День народного единства. Он установлен в память о том, как простые русские люди спасали страну от Смуты, интервенции и развала. Во всех православных храмах 4 ноября проходят праздничные богослужения и крестные ходы с Казанской иконой Божией Матери. Это церковное торжество в честь одной из самых почитаемых на Руси икон установлено в память освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году и потому совпадает с отмечаемым с 2005 года государственным праздником – Днем народного единства.

Избрание Романовых на царство обещало всеобщее согласие и успокоение. Земский собор направил послов в Ипатьевский монастырь (под Костромой), где находились Михаил Романов и его мать. Предание рассказывает, что один из рыскавших по стране польских отрядов решил захватить Михаила, чтобы освободить русский престол для своего короля. Пробираясь в Кострому, поляки попросили крестьянина села Домнино Ивана Сусанина показать дорогу. Согласно официальной грамоте, он отказался, а по народной легенде, Сусанин согласился, но послал царю предупреждение о грозящей опасности. А сам завел поляков в болото, из которого они не сумели выбраться. Осознав обман, они убили Сусанина, но и сами погибли от голода и стужи. Легенда о подвиге Ивана Сусанина послужила сюжетом для оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя».


На Красной площади в Москве Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому установлен памятник (бронза, гранит, скульптор И. П. Мартос). Это был первый в истории России памятник, установленный не царю или полководцу, а народным героям – «гражданину Минину и князю Пожарскому».

Впервые идея создать памятник Минину и Пожарскому возникла в петербургском «вольном обществе любителей словесности, наук и искусства». Ее подал в 1803 году один из основателей общества, известный русский просветитель Василий Попугаев. Эта идея увлекла члена общества, скульптора Ивана Петровича Мартоса. С 1804 года начинается длительная работа Мартоса над памятником русским национальным героям Минину и Пожарскому. Памятник возводили на народные деньги, многие тогда жертвовали последние копейки. Торжественное открытие монумента в Москве на Красной площади состоялось 20 февраля 1818 года.

Памятник Минину и Пожарскому представляет собой группу, помещенную на строгом гранитном пьедестале прямоугольной формы с бронзовыми барельефами с двух сторон. Минин, указывая рукой на Москву и призывая к спасению Отечества, вручает Пожарскому боевой меч. Опираясь рукой на щит, Пожарский поднимается со своего ложа, на котором возлежал после полученных ранений. Тщательно и верно воспроизвел Мартос древнерусские доспехи Пожарского: островерхий шлем и щит с изображением Спаса. Главное качество памятника - скульптор с удивительной силой сумел передать героическое начало: огромную внутреннюю стойкость обоих героев и их непоколебимую решимость встать на защиту родной земли.

Казанская икона Божией Матери - одна из самых чтимых в Москве. Она была обретена в Казани 8 июля 1579 года: по легенде, девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте.

Прошло 30 лет, и казанский священник Ермолай стал знаменитым патриархом Гермогеном. В страшное для России Смутное время он возглавил борьбу за сохранение русской государственности и был идейным вдохновителем русского ополчения. Уморенный голодом поляками в кремлевском Чудове монастыре, он до последнего вздоха отказывался благословить интервентов.

Именно по его приказу на помощь защитникам России из Казани была доставлена недавно обретенная икона Божией Матери. В марте 1612 года ее встретило в Ярославле. Второе  русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского и отправилось с ней в освободительный поход на Москву, занятую польскими войсками. В октябре после длительной осады Китай-города было решено брать его штурмом, и перед Казанской иконой отслужили молебен. 22 октября 1612 года ополчение вошло в Китай-город, а вскоре  был освобожден и Кремль, в который воины вошли крестным ходом с чудотворным образом в руках.

В благодарность за помощь и заступничество князь Дмитрий Пожарский на свои средства построил  деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. Храм был освящен патриархом в присутствии царя и самого Пожарского, который принес икону на руках из своего дома на Лубянке, где она хранилась в Введенской церкви до возведения Казанского собора. Икона  хранилась в храме почти 300 лет. В 20-е годы минувшего столетия храм был варварски уничтожен, а в 90-е годы восстановлен. Чудотворный образ Казанской иконы хранится ныне в Богоявленском соборе Москвы.  Из истории известно, что перед Полтавской битвой перед ней молился Петр 1, а в 1812 году Кутузов молитвенно просил Богородицу о победе над французами.

Категория: Год Российской истории. Методическая копилка | Добавил: kira (21.04.2012)
Просмотров: 384 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024